Школа
на селе – это не просто образовательное учреждение, а мощный резерв развития
самой деревенской жизни. Недаром в народе говорят: «Село без школы – все равно,
что церковь без креста». Есть хорошая школа – будет хорошее село.
Как же обстояло дело с народным
образованием в царское время в нашей
местности?
До
революции было две церкви и при них были церковно-приходские школы, они
существовали на церковные средства. Обучение было раздельное : в одной школе
учились мальчики, в другой – девочки.
В школе было мало учебников.
Зачастую один на двоих, письменных принадлежностей почти не было, домашних
заданий не задавали, что запоминали на
уроке, тем и ограничивались. Дети писали на грифельных досках грифелем. Это
были, можно сказать, нищенские школы.
В
программу обучения входили Закон Божий, церковное пение, церковно-славянское
чтение, русский язык, арифметика, чистописание. Руководил обучением дьякон Алексей Григорьевич Плохов. Он был очень строг к ученикам. Чуть что
неправильно сказал в молитве, или не выучил, её хватал за ухо и давал трепки.
Тишина в классе была такая, что слышался шорох переворачиваемых страниц.
Занятия проводились одновременно с четырьмя классами. Парты многоместные
за них часто усаживались по 6-7 человек. Двухместные парты стали появляться
намного позже там, где помещение было
побольше. Занятия обычно начинались поздней осенью, когда все
сельскохозяйственные работы заканчивались.
Обучение не было обязательным. Всего 20%
детей села посещали школу, да и то нерегулярно. Пропуски занятий учениками были
частыми явлениями, так как родители заставляли пасти овец, коз, телят, гусей до
выпадения снега. Девочки обычно были нянями своих младших сестер и братьев, а
мальчики помогали отцам по хозяйству. Ребята в первый класс приходили в возрасте
от 8 до 11 лет, одетые в отцовские старые пиджаки и материнские кофты, плохо
обутые, с котомками холщовыми на
боку. Обычно учились 1-2 года, но
очень часто, познав азбуку, научившись расписываться и вести счет, дети
заканчивали обучение.
По первым декретам социалистического
государства, подписанным Лениным, все школы были реорганизованы в трудовые
советские школы. Школа была отделена от церкви, и церковь от государства. Так
было и в селе Большая Сакма. В годы революции школа переживала тяжелые
потрясения, и нормальная учеба началась только в 20-х годах. После революции
в школе появилось больше детей из бедных семей. Занятия в школе
по-прежнему проходили в помещениях при церкви, преподавали священнослужители,
так как учителей не хватало. Но очень скоро их арестовали, выслали в Казахстан
или расстреляли. Образование первых советских учителей – трёхмесячные курсы.. До1934 года в селе была только начальная
школа. Елизавета Прокофьевна Балина- одна из первых учителей школы. Заведующей школой была Хрущёва Е.Н. К
1933 году было осуществлено всеобщее начальное четырехклассное обучение.
Учились
и малые и старые.
Как
радовались сакмычи, когда церковь, что стояла на левом берегу реки Сакма,
переоборудовали под школу и открыли 5 класс. А на следующий год - 6 класс. В этом здании находились кабинет директора,
учительская, спортзал и классы. Парты были сделаны из икон.
Второе здание
школы располагалось в 50 метрах от первого. Это был дом бывшего
священника Орлова. Здесь находилась квартира директора школы и кабинеты начальных
классов. В то время эти здания считались самыми красивыми. Дома с
большими окнами смотрели на солнечную сторону. Двор окружал забор, внутри
которого росли кусты акации. Здесь же был фруктовый сад. В этом же
дворе дома, в которых жили учителя
школы. В каждом классе были кирпичные печи, которые топились до прихода
детей. В зимний период трудно было поддерживать в классах нужную
температуру, занимались в верхней одежде. В 1934 году было введено семилетнее
образование в селе. У детей появилась возможность учиться, не покидая родного
дома. С каким восторгом дети встречали учителей, приехавших из Саратова:
В.И.Гринёву, Е.И.Тебякину, Т.С.Давыдову,
И.Г.Долотина. А вновь назначенный директор школы Разумов приехал из
Пугачёва вместе с молодой женой А.В.Бабкиной.
И.Г.Долотин сразу же организовал драматический кружок, причём костюмы
для спектаклей шили сами ученики по эскизам И.Г.Долотина.
Одно из ярких впечатлений предвоенного
времени – это школьная линейка, посвящённая окончанию школы. Хорошистам и
отличникам вручили десятилинейные керосиновые лампы с «пузырями». Это верх
счастья!
Когда началась война, в село приехало много эвакуированных
с Украины. Некоторые из них заменили ушедших на фронт учителей. Одними из первых на фронт ушли директор
Разумов, Н.И.Мохначёв, П.И.Бакулин. И.Г.Долотина, у которого было неважное
зрение, долго « браковали», но в конце
концов он добился своего. Со слезами на глазах провожали ученики любимого
учителя на фронт, надеясь на скорую встречу, которая так и нее состоялась.
Просторнее стало в классах, не все продолжили
учёбу, многие пошли работать в колхоз, заменив взрослых.
В военные годы школа
переживала большие трудности. В классах было холодно, в основном, топили
кизяками, т.е. брикетами, сделанными из навоза. Их изготовляли около
животноводческой фермы учителя, технички, ученики. Дети принимали активное
участие в посадке овощей: женщины сажали, старшеклассники подвозили с речки на
лошадях в бочках воду, а девочки и младшие мальчики поливали. Поливали в день
два раза, рано утром и вечером. По окончании полива обрабатывали свеклу,
картошку, капусту, огурцы, производили прополку зерновых.
Мальчики пахали
на лошадях пары, участвовали в сеноуборке, уборке зерновых: подвозили снопы,
отвозили солому от молотилки и зерно с тока в амбар.
Учащиеся под руководством учителей в учебное
время, после занятий и в выходные дни помогали колхозу в уборке картофеля,
свеклы, работали поочередно на овцеферме - чистили навоз. Проводили воскресники
по сбору металлолома для строительства танков и самолетов. Девочки вязали
варежки, носки, шили кисеты и отправляли на фронт. Работали «Тимуровские отряды»,
которые помогали престарелым и инвалидам: убирались в помещении, помогали в
обработке огорода, приносили воду из колодца. Учащиеся начальных классов под
руководством учителей собирали лекарственные растения.
После войны в село приехали молодые учителя: Дудакова Т.К., Подгорнова Н.Ф., Полякова В.С., Шакалова В.П. Пришли учить своих односельчан русскому языку Князева М.П., физкультуре – Дудаков Н.М. затем его сменил Крючков Е.К., физике – Курсков В.К. Директором школы назначили Фирсову Н.Т. Её муж, фронтовик, преподавал математику. Коллектив педагогов был очень дружный, энергичный. Вместе с детьми они участвовали во всех мероприятиях села, оказывали колхозу помощь на полях и на ферме. Около школы был прекрасный опытный участок, посадили сад, разбили цветники. Школьная жизнь была яркой и насыщенной, ходили в походы, занимались спортом.
Но деревянные здания школы обветшали,
учеников было много, поэтому в классах очень тесно. Необходимо было строить новое школьное здание.
Оно было построено в 1968 году. Какая радость была у
детей, когда они переступили порог светлой, просторной школы. До 1991 года
школа была восьмилетней. В 1991
году после реорганизации стала средней. Первый выпуск состоял из 8 учащихся. Одна из которых (Бабошкина Лариса) окончила школу с серебряной
медалью. Наряду с общеобразовательной в школе велась и профессиональная подготовка, оборудован
кабинет домоводства, имеется кабинет
информатики, столовая на 60 мест. Возле школы
располагается учебно-опытный участок.
В
В педагогическом коллективе трудятся 9
человек. Из них 7 – выпускники этой же школы.