Пояснительная записка
Рабочая
программа курса «Литературное чтение» разработана на
основе федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и авторской программы Л. А. Ефросининой «Литературное чтение» (сборник
программ к комплекту учебников «Начальная
школа 21 века», «Вентана -
Граф» 2009 г.
под редакцией Н.Ф. Виноградовой).
Программа
рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю.
Литературное чтение – один из основных
предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он
формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию
ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает
результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика
начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с
русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс,
в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием
и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по
совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста,
формированию читательской самостоятельности.
Рабочая
программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику
обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический
принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг
чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей
привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты,
а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем
богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии,
красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное
отношение к действительности.
Литературоведческий
принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе
литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово
становится объектом внимания читателя и
осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через
который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой
принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и
развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является
навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном
развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы
чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее
во внутреннем плане. Изучение литературного чтения направлено на достижение
следующих целей:
–
развитие художественно-творческих и познавательных
способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно
читать и рассказывать, импровизировать;
–
овладение осознанным, правильным, беглым и
выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших
школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности;
–
воспитание эстетического отношения к искусству слова,
интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной
литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование
представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных
чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Курс литературного чтения нацелен
на решение следующих основных задач:
– развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать
героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
– учить детей чувствовать и понимать образный язык
художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный
образ, развивать образное мышление учащихся;
– формировать умение воссоздавать художественные образы
литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение
учащихся, и особенно ассоциативное
мышление;
– развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический
опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный
вкус;
– формировать потребность в постоянном чтении книги,
развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей
произведений словесного искусства;
– обогащать чувственный
опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
– формировать эстетическое отношение ребенка к жизни,
приобщая его к классике художественной литературы;
– обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания
произведений различного уровня сложности;
– расширять кругозор детей через чтение книг различных
жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать
нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
– обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать
навык чтения и речевые умения;
– работать с различными типами текстов;
– создавать условия для формирования потребности в
самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую
самостоятельность». |