Пятница, 10.01.2025, 11:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Филиал МОУ "СОШ п. Горный" в с. БОЛЬШАЯ САКМА

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7 КЛАССЕ Подгорновой Валентины Ивановны,
[ Скачать с сервера (64.3 Kb) ]10.12.2013, 22:15

Раздел I

Пояснительная записка

                                                     Статус документа

 

    Рабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса создана на основе федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089), примерной учебной  программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов,  допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных  учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Просвещение,  2010 ».

     Рабочая программа, детализирует и раскрывает содержание  федерального компонента государственного образовательного стандарта и полностью соответствует федеральному базисному учебному плану, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

     Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), ориентирована на учебник «Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.  /авт.-сост. В.Я.Коровина и др. М.: Просвещение, 2009 г.». Учебник входит в состав УМК по литературе для 7-го класса общеобразовательной школы

 

                                                        Концепция программы:

    Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

 

   Актуальность и значимость: дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

 

  Место и роль в обучении. Данный учебный предмет входит в образовательную область

 « Филология»

 Место предмета « Литература » в базисном учебном плане МОУ «ООШ с.Большая Сакма». Федеральный базисный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе.

 

Структура документа

 

       Настоящая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план, основное содержание тем с распределением учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень рекомендуемой литературы для учителя и обучающихся.

В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

- воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

· приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

· овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

· устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

·         научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

·         отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

·         освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Сроки реализации программы: 2013– 2014 учебный год.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

 

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

     Разрабатывая программу, авторы учебника стремились реализовать принцип историзма в его применении к литературе. Учебник содержит литературоведческие, исторические и общекультурные сведения, которые делают обучение по нему интересным и эффективным. К каждому произведению авторы дают задания, в том числе творческие на развитие словесного мастерства, аналитические навыки работы с литературным текстом. Авторы вовлекают ученика в размышления о прочтенном эпизоде, которые должно помочь ему сделать важные художественные и мировоззренческие выводы. В учебнике есть упражнения, призванные развить у учащихся знание родного языка, умение изящно пользоваться словом, передавать свои впечатления от прочитанного или выразительно пересказать его. Полезно наличие в учебнике словаря литературных терминов, который помогает школьникам лучше понимать учебный материал и совершенствовать собственную аргументацию.

     Учебник включает в себя тексты об устном народном творчестве, о древнерусской литературе, русской литературе XVII—XX века, также раздел зарубежной литературы. Учебник дополняют справочные материалы и словарь литературных терминов. Отличительной особенностью учебника является использование исторического материала, что позволяет точнее понять значимость произведений для его современников, осознать замысел и позицию автора. В критических статьях дается документальный материал, отражающий дух эпохи, знакомящий с выдающимися людьми, интересными и значительными событиями жизни автора, его внелитературной деятельностью.

 

  Методы и формы обучения. В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый.

  Программа предусматривает различные формы и способы проверки контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, устные ответы учащихся на вопросы, тестирование.

      При работе по данной программе с использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой потребности окажут им впоследствии существенную помощь.

  Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

- составление планов;

- краткие и подробные пересказы текста;

- изложение с элементами сочинения;

- устные и письменные сочинения-характеристики героев;

- анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

- развитие художественной фантазии у детей;

- прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

- придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

 

   Предполагаемые результаты: к концу года каждый ученик должен знать определения основных изученных в 7 классе литературоведческих понятий (юмор, сатира, метафора, роды литературы.) Особенности композиции изученного произведения.

уметь кратко и подробно пересказывать, выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

1.      Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

2.      Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

3.      Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

4.      Различать эпические и лирические произведения.

5.      Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

6.      Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

7.      Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

8.      Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

9.      Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

10.  Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Система оценки достижений учащихся по литературе: Оценивание учащихся проводится через устные формы опроса, тесты, сочинения.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ДИРЕКТОР
Просмотров: 263 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Сделать бесплатный сайт с uCoz