Раздел I
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая
программа по литературе для обучающихся 7 класса создана на основе федерального
государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от
05.03.2004 года, №1089), примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по литературе для обучающихся 5
– 11 классов, допущенной Департаментом
общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под
редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв,
В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы
общеобразовательных учреждений.
Литература 5 – 11 классы» (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень).
Под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Просвещение,
2010 ».
Рабочая программа, детализирует и
раскрывает содержание федерального
компонента государственного образовательного стандарта и полностью соответствует
федеральному базисному учебному плану, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в
неделю), ориентирована на учебник «Литература. 7 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч.
/авт.-сост. В.Я.Коровина и др. М.: Просвещение, 2009 г.». Учебник входит
в состав УМК по литературе для 7-го класса общеобразовательной школы
Концепция программы:
Главная идея программы по литературе –
изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской
литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX,
XX веков.
Актуальность и значимость: дидактическая
модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного
процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде
сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности.
Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе
творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных
фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся,
их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все
более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики
деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных
уроков и т. д.
Место и роль в обучении. Данный учебный предмет
входит в образовательную область
« Филология»
Место
предмета « Литература » в базисном учебном
плане МОУ «ООШ с.Большая Сакма». Федеральный базисный план для
общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает
обязательное изучение литературы в 7 классе.
Структура документа
Настоящая программа по русскому языку
представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную
записку; учебно-тематический план, основное содержание тем с распределением
учебных часов по основным разделам курса; требования к уровню подготовки
учащихся; перечень рекомендуемой литературы для учителя и обучающихся.
В программе
соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров
фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей,
знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных
фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с
литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая
проблема изучения литературы в 7 классе – особенности труда писателя, его
позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.
Чтение
произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
В программу
включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа,
различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады,
диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть,
списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа
призвана обеспечить:
- приобщение учащихся к
богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
- развитие у учащихся способности
эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней
явлений жизни;
- воспитание высокого
эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;
- формирование представлений
учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое
место в жизни нации и человечества;
- воспитание речевой культуры
учащихся.
Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в
различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание,
коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные
ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение
рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и
системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения
компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной
читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной
и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие
полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных
произведений.
На основании требований государственного образовательного стандарта в
содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный
подходы, которые определяют задачи обучения:
· приобретение знаний по чтению и анализу художественных
произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых
сведений по истории литературы;
· овладение способами правильного, беглого и
выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и
чтению наизусть;
· устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от
другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа,
сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме
изучаемых произведений;
·
научиться развернутому ответу на вопрос,
рассказу о литературном герое, характеристике героя;
·
отзыву на самостоятельно прочитанное
произведение; способами свободного владения письменной речью;
·
освоение лингвистической,
культурологической, коммуникативной компетенций.
Сроки реализации программы: 2013–
2014 учебный год.
Принципы отбора содержания
связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях
обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями
развития учащихся.
Личностная ориентация
образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей
обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных
процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия
мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.
Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной
самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям
национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и
творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том
числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный
подход отражает стратегию современной образовательной политики:
необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное
ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков
сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование
активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными
навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору,
анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в
мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и
профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к
новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять
творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от
готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Разрабатывая
программу, авторы учебника стремились реализовать принцип историзма в его
применении к литературе. Учебник содержит литературоведческие, исторические и
общекультурные сведения, которые делают обучение по нему интересным и
эффективным. К каждому произведению авторы дают задания, в том числе творческие
на развитие словесного мастерства, аналитические навыки работы с литературным
текстом. Авторы вовлекают ученика в размышления о прочтенном эпизоде, которые
должно помочь ему сделать важные художественные и мировоззренческие выводы. В
учебнике есть упражнения, призванные развить у учащихся знание родного языка,
умение изящно пользоваться словом, передавать свои впечатления от прочитанного
или выразительно пересказать его. Полезно наличие в учебнике словаря
литературных терминов, который помогает школьникам лучше понимать учебный
материал и совершенствовать собственную аргументацию.
Учебник
включает в себя тексты об устном народном творчестве, о древнерусской литературе,
русской литературе XVII—XX века, также раздел зарубежной литературы. Учебник
дополняют справочные материалы и словарь литературных терминов. Отличительной
особенностью учебника является использование исторического материала, что
позволяет точнее понять значимость произведений для его современников, осознать
замысел и позицию автора. В критических статьях дается документальный материал,
отражающий дух эпохи, знакомящий с выдающимися людьми, интересными и
значительными событиями жизни автора, его внелитературной деятельностью.
Методы и формы обучения. В преподавании
предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как:
словесный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки контроля
знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, устные
ответы учащихся на вопросы, тестирование.
При работе по данной программе с
использованием определенных правил и приёмов у учащихся формируется и
развивается потребность в самообразовании. Формирование и развитие этой
потребности окажут им впоследствии существенную помощь.
Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных
произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по
развитию устной и письменной речи:
- составление планов;
- краткие и подробные пересказы
текста;
- изложение с элементами
сочинения;
- устные и письменные
сочинения-характеристики героев;
- анализ художественного
богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых
произведений;
- развитие художественной
фантазии у детей;
- прогнозирование поведения
героев в других жизненных ситуациях;
- придумывание финала, опираясь
на логику развития образа и событий.
Курс литературы 7 класса включает
в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы,
начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.
Предполагаемые результаты: к концу года
каждый ученик должен знать определения основных изученных в 7 классе
литературоведческих понятий (юмор, сатира, метафора, роды литературы.)
Особенности композиции изученного произведения.
уметь кратко и подробно
пересказывать, выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для
характеристик действующих лиц.
1.
Определять в тексте идейно-художественную роль
элементов сюжета.
2.
Определять в тексте идейно-художественную роль
изобразительно-выразительных средств языка.
3.
Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с
целью выявления авторского отношения к ним.
4.
Различать эпические и лирические произведения.
5.
Пересказывать устно или письменно эпическое
произведение или отрывок из него.
6.
Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по
изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
7.
Составлять план собственного устного или письменного
высказывания.
8.
Составлять план эпического произведения или отрывка из
эпического произведения.
9.
Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
10. Пользоваться
справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Система оценки достижений
учащихся по литературе: Оценивание учащихся проводится через устные формы
опроса, тесты, сочинения.
|