Раздел I
Пояснительная
записка
Настоящая
рабочая программа адресована МОУ « Основная
общеобразовательная школа с. Б. Сакма
Краснопартизанского муниципального
района Саратовской области» и предназначена для учащихся 8 класса
Статус программы
Рабочая программа по литературе для обучающихся 8 класса создана на основе
Федерального
государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от
05.03.2004 года, №1089), Примерной учебной программы основного общего образования по литературе и авторской Программы по литературе для обучающихся 5 – 11
классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив:
В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в
сборнике «Программы общеобразовательных
учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Базовый уровень). 10-11 классы
(Профильный уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2011 ».
Рабочая программа, детализирует и раскрывает
содержание федерального компонента государственного
образовательного стандарта и полностью соответствует Федеральному базисному
учебному плану, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
литературы, которые определены стандартом.
Программа рассчитана на 68 часов
(2 часа в неделю), ориентирована на учебник «Литература. 8 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч.
/авт.-сост. В.Я.Коровина и др. М.: Просвещение, 2008». Учебник входит в
состав УМК по литературе для 8-го класса общеобразовательной школы
Структура
документа
Рабочая
программа по литературе представляет собой целостный документ,
включающий шесть разделов: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание
тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся,
календарно-тематическое планирование , перечень учебно-методического и
электронного обеспечения.
Концепция программы:
Доминирующей идеей программы по литературе является изучение
литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе
18, 19, 20 веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения
различных жанров фольклора, стихотворных и прозаических произведений писателей,
знакомства с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных
фактов биографии писателя до начальных сведений об историзме литературы, как
искусства слова ( вертикаль). Существует система ознакомления с литературой
разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Обоснованность: согласно Концепции модернизации российского
образования, развивающемуся обществу нужны современно образованные люди,
имеющие возможность самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и нести
за них ответственность, способные к сотрудничеству, обладающие развитым
чувством ответственности за свою страну. Однако при формировании личности,
обладающей названными качествами, необходимо помнить и о духовном развитии.
Литературное образование наряду с формированием квалифицированного читателя,
способного воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, выполняет
также воспитательную функцию.
Таким
образом, важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически
развитой личности с высокими
нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная
литература.
Место предмета «Литература» в базисном
учебном плане МОУ «ООШ с. Б.Сакма».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 8 классе – 70 часов(35 рабочих недель по 2 часа).
Курс
литературы для 8-го класса направлен на
развитие логического и образного мышления учащихся, формирование их творческой
самостоятельности, взаимосвязи коллективной, групповой и индивидуальной работы.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью,
единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко- культурных сведений,
нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и
истории литературы, формирования умений
оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами
русского литературного языка.
Цели обучения:
·
Воспитание
духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре,
обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма;
·
Воспитание
любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам
других народов
·
Обогащение
духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта
·
Освоение
знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских
писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной
классики.
Задачи организации учебной
деятельности:
·
Развитие
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и
письменной речи учащихся;
·
Формирование
читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других
искусств
·
Овладение
умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с
привлечением необходимых сведений по теории истории литературы, правильно пользоваться русским языком.
Сроки
реализации данной программы: 2013-2014 учебный год.
Принцип отбора материала: грамотный принцип отбора авторов и произведений
предполагает, что в школе изучаются произведения, представляющие
непреходящую духовно - эстетическую
ценность ( классика) , отвечающие целям
и задачам общеобразовательной школы и соответствующие духовным традициям
национального воспитания. В основу отбора текста для чтения и осмысления
положены следующие общие критерии: соответствие высоким духовным и эстетическим
стандартам гуманитарного образования, эмоциональная ценность произведения,
опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа
литературного развития, психологические и интеллектуальные возможности,
интересы и проблемы учащихся определенной группы.
Технологии,
методики: методы, формы обучения
·
Уровневая дифференциация
·
Проблемное обучение
·
Информационно-коммуникационные
технологии
·
Здоровьесберегающие технологии
·
Коллективный способ обучения
Совершенствование содержания образования в школе
опирается на комплексное использование в обучении межпредметных связей.
Принцип межпредметных связей нацеливает
на формулировку проблемы, вопросов, заданий для уч-ся, ориентирующих на
применение и синтез знаний и умений из разных
предметов. Практика показала
необходимость применения межпредметных связей.
Системная поурочная деятельность с опорой на межпредметные связи отмечает повышение
функции образования, развития и воспитания. Опыт показывает, что вопросы
этического, нравственного, трудового, духовного воспитания не могут решаться в рамках учебного материала
одного предмета. Ознакомление с эстетическими и этическими понятиями
предполагает выход учителя-словесника в философию, историю, музыку, живопись,
этику, эстетику. Межпредметные связи выступают как одно из актуальных средств
комплексного подхода к обучению современных школьников.
Предполагаемые
результаты: к концу года каждый
ученик должен знать тексты
художественных произведений, изученных в 8 классе, основные темы и особенности
композиции изученных произведений; уметь характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и
индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к
ним, различать эпические, лирические и драматические произведения, создавать
устное или письменное сочинение о героях изучаемого произведения(
индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика), давать анализ
отдельного эпизода.
Система
оценки достижений учащихся, инструментарий для оценивания результатов: система оценивания достижений учащихся по
литературе в 8-ом классе осуществляется через устные формы опроса, развернутые
письменные ответы на вопросы, различные виды сочинений и изложений, решения
тестов, защиту рефератов.
При оценивании
устных ответов и письменных работ по литературе используются нормативные
документы: «Оценка знаний, умений и навыков по литературе» и «Современные
критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».
Количество
часов:
- всего 70 часов; в неделю – 2 часа
- внеклассное чтение – 7 ч.
- развитие речи (соч.) – 5 ч.
- контрольное тестирование -4 ч.
|