ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Музыка» разработана на основе федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования и авторской программы
В.О.Усачёва, Л.В.Школяр, В.А.Школяр (М.: Вентана-Граф, 2009).
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
В авторскую программу изменения не внесены.
Основой отбора
содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального
искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и
самого себя в этом мире.
Содержание
музыкального образования в начальной школе — это запечатленный в музыке
духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни,
существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций.
Целью уроков музыки в
начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной
культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства
разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров,
художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
•
Раскрытие
природы музыкального искусства как результата творческой деятельности
человека.
•
Формирование
у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
•
Воспитание
устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего,
исполняющего и слушающего музыку.
•
Развитие
музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к
искусству.
•
Овладение
интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой
деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Специфика
музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами
постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.
Основу программы
составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее
«вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор;
духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала
учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста.
Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную
роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период —
та музыка, которая может вызвать ответное чувство и душе ребенка именно в
возрасте 6—11 лет.
В качестве
методологического основания концепции учебного курса «Музыкальное искусство»
выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства
и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на
следующие принципы:
•
преподавание
музыки в школе как живого образного искусства;
•
возвышение
ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;
•
деятельностное
освоение искусства;
•
моделирование
художественно-творческого процесса.
В
данной программе вокально-хоровое исполнительство детей, игра на музыкальных
инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки выступают не как
виды музыкальной деятельности, а рассматриваются в качестве форм приобщения к
музыке, являющихся лишь частным случаем но отношению к исполнительству как
категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности
выдвигаются деятельность композитора, исполнителя, слушателя,
которые представлены в неразрывном единстве, обьединенные восприятием музыки,
эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки.
Детское
творчество в программе — это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный
прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических
формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребенка
сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством пони мается
прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл
своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать,
соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его
слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное
художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученика, процесс
мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами,
становится важнее законченного результата, особенно на начальных этапах вхож
дения в музыку.
Одной из задач
учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на
словах, а на деле действительно пронизывает всю жизнь ребенка, становясь
необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором
духовного становления личности.
Учебно – тематический план
№
п\п
|
Тема раздела
|
Всего часов
|
В том числе на
|
уроки
|
лабораторно
– практические работы
|
контрольные работы
|
1
|
Многоцветие музыкальной картины мира
|
7 ч
|
6 ч
|
|
викторина
1 ч
|
2
|
Музыка мира сквозь «призму» русской классики
|
8 ч
|
6 ч
|
|
тест,
викторина
1 ч
творческая работа
1 ч
|
3
|
Музыкальное общение без границ
|
10 ч
|
9 ч
|
|
тест,
викторина
1 ч
|
4
|
Искусство слышать музыку
|
9 ч
|
8 ч
|
|
тест,
викторина
1 ч
|
Основная идея
содержания четвертого года обучения — развернуть перед
выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира,
услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи
исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с
мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская
музыка «училась» у музыки других стран; чем и как она «учила» зарубежную музыку.
Процесс
взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне
совпадений жанров и форм музыкальных
культур России и мира (европейской музыки в первую очередь), а акцент делается
на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно
школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и что
обращение одного народа к музыке другого народа обогащает ее особыми чертами.
4 класс — итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся
проблематика начальной школы — от родовых истоков музыкального искусства до
познания основ музыкальной драматургии; |