Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования и авторской программы Н. Ф.
Виноградовой «Окружающий мир».
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа
в неделю.
В
авторскую программу изменения не внесены.
Приоритетной задачей курса
является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего
мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На
этой основе происходит становление у ребенка современной экологически
ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни
природы и общества, формируются личностные качества культурного человека –
доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач
курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине,
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в
природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и
окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и
обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета
целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных
процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования
учебной деятельности.
Наша цель – воспитание
гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно
относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию
человечества.
Основные понятия, темы. Курс «Окружающий мир»
имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью
экологического образования в современных условиях. С началом третьего
тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а
продолжают углубляться. В XXI веке их решение
приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту
экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает
сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего
дефицита экологической культуры в обществе.
Основная цель предмета — формирование социального опыта
школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа
— общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил
поведения в ней; место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.
Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют
познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической
природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.);
понимание своей
индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении
младший школьник:
•
устанавливает более тесные связи между познанием
природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек —
природа — общество»;
•
осознает необходимость выполнения правил поведения,
сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки
экологической культуры;
•
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих
способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает
важность здорового образа жизни;
• подготавливается к изучению базовых предметов в основной
школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании
разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной
ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических
понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание
отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире,
психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного
мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять
существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать,
классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое
событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений.
Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции
ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум
содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации
ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания,
воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных
и эстетических чувств.
Учебно – тематический план
по окружающему миру
в 4 классе
№
п\п
|
Тема раздела
|
Всего часов
|
В том числе на
|
|
|
|
уроки
|
лабораторно – практические работы
|
Проверочные
работы
|
1
|
Введение
|
1
|
1
|
|
|
2
|
Человек – живое существо
|
30
|
29
|
|
1
|
3
|
Человек и общество, в котором
он живет.
|
37
|
36
|
|
1
|
|