I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому
языку составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования» (2009);
«Примерных программ начального
общего образования» ;
Авторской программы
«Русский язык» Иванова В.С. (УМК
«Начальная школа XXI века» под
редакцией Н.Ф. Виноградовой).
Программа обеспечена следующим учебно-
методическим комплектом:
- Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В.,
Романова В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.:
Вентана-Граф, 2013
- Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для
учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана-Граф 2013
- «Контрольные работы,
тесты, диктанты, изложения».( В.Ю.Романова, Л.В.Петленко). М.: «Вентана – Граф» 2013г.
- Русский язык. Методическое
пособие.. Под ред. Л.Е.Журовой – М.: Вентана-Граф, 2013
В
авторскую программу изменения не внесены.
Объем программы: Программа рассчитана на 170 часов
(34 учебные недели по 5 часов): 154 часа по учебнику и 16 часов – резервные
уроки, на которых осуществляется повторение, закрепление изученного материала,
а так же проверка знаний учащихся.
Срок реализации программы 2013- 2014 учебный
год.
Цели
и задачи курса «Русского языка».
Язык играет в жизни общества и
каждого человека уникальную роль:
· он является основным средством общения между
людьми;
· с его помощью сохраняется информация,
накопленная человечеством в различных областях науки и культуры;
· язык является основным средством познания
окружающего мира;
· владение родным и государственным языком — это
один из критериев самоидентификации человека как представителя национальности,
народности, государства;
· использование языка в различных ситуациях
общения свидетельствует о культурном уровне человека.
Русский язык является
государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа,
средством межнационального общения. То, что знает гражданин Российской
Федерации о русском языке, как умеет им пользоваться, в какой степени проявляет
интерес к истории и развитию русского языка, его функционированию в современном
мире — во многом определяет его интеллектуальный уровень и социальный статус
как члена общества.
Учебный предмет «Русский язык»
реализует основную цель обучения: сформировать у учащихся начальной школы
познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в
осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания
родного языка.
Формирование познавательной
мотивации осуществляется в процессе достижения предметных целей изучения
русского языка — социокультурной и научно-исследовательской.
Социокультурная цель
изучения русского языка достигается решением задач развития устной и письменной
речи учащихся и формирования у них основ грамотного, безошибочного письма.
Грамотное письмо и правильная речь
являются обязательным элементом общей культуры человека. Формируя навыки
безошибочного письма, развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся
к тому, чтобы ученик стал культурным человеком.
Для реализации этой цели необходимо
учитывать следующее:
¾
грамотное,
безошибочное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей
ученика: развитой зрительной или моторной памяти, логического мышления или
репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
¾
навык
грамотного письма формируется только при регулярном выполнении заданий и
упражнений, предусмотренных методическим аппаратом средств обучения;
¾
разнообразные
виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на
контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика;
¾
научить
правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из
условий речевой ситуации.
Научно-исследовательская цель реализуется в процессе ознакомления учащихся с основными положениями науки
о языке.
Знакомя учащихся с тем, как устроен
язык, на котором они говорят, мы формируем у них научное представление о
системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление
младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего
мира. Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели
— нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня —
звук, часть слова (морфема), слово, предложение, а также их классификация и
сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач
является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только
сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового
мышления ученика.
Успешная реализация заявленных
целей возможна только при условии осознанной деятельности учащихся на уроке:
ученики должны понимать, зачем они знакомятся с основными положениями науки о
языке, учатся писать без ошибок и правильно составлять собственные тексты.
Такое осознание возможно только в
том случае, если на каждом уроке, при выполнении любого задания или упражнения
у учащихся сформулированы следующие целевые установки:
§ «Я хочу
научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты,
так как хочу быть культурным человеком»;
§ «Я хочу узнать, как устроен язык, на котором я
говорю, потому что этот язык — часть окружающего меня мира, а научное знание об
устройстве мира характеризует меня как современного, образованного человека.
Кроме того, русский язык — это государственный язык страны, в которой я живу,
родной язык русского народа».
Общая характеристика учебного
предмета «Русский язык».
Важнейшим условием успешного решения поставленных задач является
следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение
лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления
учеников. В то же время научная информация и методический аппарат средств
обучения должны учитывать психологические особенности учащихся данного возраста
и служить средством формирования учебной
деятельности на уроках русского языка.
Специфика русского языка
заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с
литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую
образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с
обучением чтению и первоначальным литературным образованием.
Наряду с формированием основ
элементарного графического навыка и навыка чтения развиваются речевые умения
учащихся, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический
слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Систематический курс русского языка
представлен в 3 классе как совокупность понятий, правил, сведений,
взаимодействующих между собой, и имеет познавательно — коммуникативную
направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации,
пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
|