Пояснительная записка
Примерная
рабочая программа по технологии создана на основе федерального компонента
государственного стандарта начального общего образования и авторской программы Е.А.Лутцева (М.:
Вентана-Граф, 2009) по образовательной системе «Начальная школа XXI века».
Рабочая
программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
В
авторскую программу изменения не внесены.
В XXI веке технологическое образование
становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением
во все сферы человеческой
деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей
личности. Такая тенденция
нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической
культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура — это новое отношение к окружающему миру, основанное на
преобразовании, улучшении
и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично
развиваться и жить в
современном технологическом мире.
Технологическое
образование включает в себя информационно-познавательный и деятелъностный
компоненты.
Информационный
компонент (технико-технологическая компетентность)
отражает основные аспекты технико-технологической
картины мира, т. е. технологические знания и умения как в узком, так и в
широком смысле. В начальной школе в узком смысле это первоначальные обобщенные
знания о технологии и технике, о
рациональной организации труда, мире профессий, а в широком смысле это
представления не только о результатах
научно-технического прогресса, но и о
духовно-культурной среде, также созданной мыслью и руками человека-творца.
Деятслыюстный компонент — это
практическое овладение учашимися
алгоритмами созидательной, преобразующей,
творческой деятельности (в доступных этому возрасту видах труда), направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями
успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными
источниками информации для решения насущных проблем.
Курс «Технология» носит
интегрированный характер. Интеграция
заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в
способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.
Однако эти общие закономерности,
являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями,
делающими их уникальными.
В связи с этим задачами курса являются:
•
развитие
личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта
(внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих
способностей (основ творческой
деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в
частности);
• формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории
деятслыюстпого освоения мира
(от открытия способов удовлетворения
элементарных
жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой — источником не
только сырьевых ресурсов,
энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и
проек |