Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века»– М: Вентана – Граф, 2011). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Искусство»
Учебно - методическое обеспечение:
Программа обеспечена следующим методическим комплектом :
Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская . Изобразительное искусство: учебник. 3 класс. –М. Вентана-Граф 2011;
Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 3 класс. -М. Вентана- Граф, 2013.
Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: 3 класс. Органайзер для учителя. Сценарии уроков– М. Вентана-Граф 2012.
Объем программы:
На изучение курса «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 34 часа в год (34 учебные недели по 1 часу в неделю).
Сроки реализации программы: 2020– 2021учебный год.
Изменения в авторскую программу не внесены.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
ü развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства. Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Методической основой преподавания изобразительного искусства является:
- опора на практическую деятельность ребенка и возвышение её до уровня творчества;
- процесс преподавания рассматривается как живой, образный, изменяющийся и чутко реагирующий на внутренний мир ребенка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
- проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в отношения человека и природы;
- активизация проектных форм мышления как основа укрупнения педагогических задач развития.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми. В основе программы дано максимальное проявление самостоятельности и активной личностной позиции педагога.
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Предметные результаты освоения программы начального общего образования
по изобразительному искусству должны отражать:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях поли художественного воспитания;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать своё отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.
8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование универсальных учебных действий
Регулятивные УУД:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью;
- осуществлять само- и взаимопроверку работ;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, на определенном этапе.
Познавательные УУД:
• самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;
- отбирать необходимые источники информации;
- анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).
- активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения;
- критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;
- участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель;
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
Учебно – тематический план.
№ п\п
|
Тема раздела
|
Всего часов
|
В том числе на
|
уроки
|
лабораторно – практические работы
|
контрольные работы
|
1
|
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)
|
17 ч
|
|
|
|
2
|
Развитие фантазии и воображения
|
11 ч
|
|
|
|
3
|
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика)
|
6 ч
|
|
|
|
|
Содержание тем учебного курса. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов) 1. Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие её звери, птицы). Знакомство с разнообразием и красотой природы 2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства 3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек, озёра, моря, поля, леса создают в природе особый рисунок) 4. Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет своё строение (конструкцию). Рисунок земной поверхности на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и др.) 5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа. 6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше. Воздушная перспектива 7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета 8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический. 9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению) 10. Передача объёма в живописи и графике 11. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объёмной формы: на примере насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект
12. Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал)
13. Передача динамики в объёмном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении
14. Лепка объёмно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. Использование простого каркаса из проволоки и палочек
15. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа
16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщённость, силуэт
17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые
Развитие фантазии и воображения (11 часов)
1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии
2. Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом
3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объёме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа
4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением
5. Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений
6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля
7. Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. Создание необычного (сказочного) игрового пространства (эскиза): уголка в классе, сцены для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Воображаемое путешествие в прошлое и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда)
8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами
9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. Зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек
10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение особенностей работы на небольших форматах
11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.
Украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т. д.
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов)
1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция
2. Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства
3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к объекту изображения. Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Писсарро, А.А. Дейнека, В.А. Фаворский.
4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет; анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва); музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа
5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства
6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу бучения в 3 классе обучающиеся научатся:
– выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
– чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
– сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
– правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
– выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
– соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
– чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
– выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
– использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
– творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
– использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
– расписывать готовые изделия согласно эскизу;
– применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
В течение учебного года обучающиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и получат возможность усвоить:
– понятия «набросок, «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «графика», «архитектура», «архитектор»;
– простейшие правила смешивания основных красок для получения более холодного и более теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого; сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
– доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России
– начальные сведения о декоративной росписи матрешек .
Календарно – тематическое планирование
№
|
Наименование разделов и тем
|
Кол-во часов
|
Дата проведения
|
Примечание
|
по плану
|
фактически
|
|
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму
|
17ч
|
|
|
|
1
|
Работа на плоскости (10). «Букет из осенних листьев».
|
1
|
01.09
|
|
|
2
|
«Гроза в лесу».
|
1
|
08.09
|
|
|
3
|
«Подводные обитатели».
|
1
|
15.09
|
|
|
4
|
«Солнечный день в горах».
|
1
|
22.09
|
|
|
5
|
«Закат солнца. Сумерки».
|
1
|
29.09
|
|
|
6
|
«Журавлиная стая на восходе солнца».
|
1
|
06.10
|
|
|
7
|
«Прогулка в парке».
|
1
|
13.10
|
|
|
8
|
«Букет цветов» (рисование с натуры)
|
1
|
20.10
|
|
|
9
|
«Человек на сборе урожая»
|
1
|
27.10
|
|
|
10
|
Рисование яблока с натуры.
|
1
|
10.11
|
|
|
11
|
Работа в объёме и пространстве(4 ч) «Насекомые».
|
1
|
17.11
|
|
|
12
|
«Хоккеист и балерина».
|
1
|
24.11
|
|
|
13
|
«Артисты на арене цирка».
|
1
|
01.12
|
|
|
14
|
Коллективная работа «Детский городок».
|
1
|
08.12
|
|
|
15
|
Декоративно-прикладная деятельность (3ч) Групповая работа. «Цветочный город».
|
1
|
15.12
|
|
|
16
|
«Декоративная ваза».
|
1
|
22.12
|
|
|
17
|
«Коралловый остров»
|
1
|
12.01
|
|
|
|
Развитие фантазии и воображения
|
11ч
|
|
|
|
18
|
Работа на плоскости (5ч). Живопись.
|
1
|
19.01
|
|
|
19
|
«День и ночь».
|
1
|
26.01
|
|
|
20
|
«Звуки природы»
|
1
|
02.02
|
|
|
21
|
Коллективная книжка – раскраска. Иллюстрации сказок
|
1
|
09.02
|
|
|
22
|
Коллективная работа «Алфавит из буквиц».
|
1
|
16.02
|
|
|
23
|
Работа в объёме и пространстве(2ч) Эскизы оформления сцены по мотивам литературных сказочных произведений.
|
1
|
02.03
|
|
|
24
|
«Дворец моей мечты».
|
1
|
16.03
|
|
|
25
|
Декоративно-прикладная деятельность(4ч) «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной».
|
1
|
06.03
|
|
|
26
|
«Игрушки в национальных костюмах».
|
1
|
13.04
|
|
|
27
|
«Знаки в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома».
|
1
|
20.04
|
|
|
28
|
«Бусы в подарок».
|
1
|
27.04
|
|
|
|
Художественно-образное восприятие искусства (музейная педагогика)
|
6ч
|
|
|
|
29
|
Музейная педагогика(5ч) Архитектура и декоративно-прикладное искусство.
|
1
|
11.05
|
|
|
30
|
Виды искусств.
|
1
|
18.05
|
|
|
31
|
Экскурсия в мастерскую художника.
|
1
|
|
|
|
32
|
Жанры изобразительного искусства.
|
1
|
|
|
|
33
|
Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства.
|
1
|
|
|
|
34
|
Архитектурные сооружения.
|
1
|
|
|
|
Перечень учебно-методической литературы и электронного обеспечения
Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская . Изобразительное искусство: учебник. 3 класс. –М. Вентана-Граф 2011;
Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 3 класс. -М. Вентана- Граф, 2013.
Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство: 3 класс. Органайзер для учителя. Сценарии уроков– М. Вентана-Граф 2012.
Перечень ИКТ
http://otpuskom.com/rabochaya_programma_izo_2-3_klass_savenkova_2012 http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/3-klass http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-po-izo-1
Музыкальные и поэтические произведения, предлагаемые для восприятия:
Музыка:
К. Дебюсси. «Облака»; Л. Ван Бетховен. «К Элизе»; И.С. Бах. Прелюдия до мажор (ХТК, 1 том); С.М. Майкапар. «Бурный поток»; С.В. Рахманинов. «Всенощная»; фрагменты из оперы «Садко», Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка»; А.П. Бородин. ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь»
Поэзия:
А.Белый. «Утро», А.А. Фет. «Уж верба вся пушистая», И.А. Бунин. «На Днепре», С. Есенин. «Утро», А.Н. Майков. «Октава», Ф.И. Тютчев. «Море и утес», стихи Р. Киплинга. |