Четверг, 02.05.2024, 08:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Филиал МОУ "СОШ п. Горный" в с. БОЛЬШАЯ САКМА

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы классному руководителю и учителям при подготовке к ОГЭ

Советы классному руководителю и учителям

Одной из основных целей единого государственного экзамена является получение более эффективного инструмента оценки качества образования. Введение экзамена в тестовой форме предполагает наличие готовности ее участников. Поэтому сегодня особым образом актуализируется оказание психологической, педагогической и информационной поддержки всем участникам эксперимента.

Сегодня, когда идет организационно-технологическая подготовка к ГИА, прослеживается общее нарастание тревожности перед тестированием. Именно поэтому перед нами встает задача - определить возможные направления психологической работы с учащимися по снятию напряжения и страха перед тестированием, рассказать о тех методах и приемах самоорганизации, которые помогут ученику актуализировать свои знания в процессе тестирования.

Экзаменационная (тестовая) тревожность

Экзамены представляют собой нелегкую, но неизбежную часть нашей жизни. Одни воспринимают экзамены достаточно легко и идут на экзамены, уверенные в успехе. У других - экзамен и оценка за него тесно связаны с беспокойством и тревогой. Они не только накануне экзамена, но иногда лишь при мысли о нем испытывают состояние страха, неуверенности в себе и тревоги. Эти состояния называются экзаменационной или тестовой тревожностью.

Ученые установили, что при появлении экзаменационной тревожности снижается активность, деятельность становится малопродуктивной. Страх дезорганизует человека, он либо теряет способность к деятельности, либо эта деятельность хаотичной.

Наблюдается в состоянии экзаменационной тревожности и стресса:

нарушение ориентации, понижение точности движений;
снижение контрольных функций;
обострение оборонительных реакций;
понижение волевых функций.

Именно поэтому крайне необходима психолого-педагогическая помощь как во время подготовки, так и во время проведения ГИА.

Данный опросник поможет вам определить уровень тревожности у детей и, обратившись к психологу, наметить пути конкретной психолого-педагогической помощи.

Мне удается вовремя уложится с домашними заданиями.
Накануне контрольной работы я испытываю беспокойство.
Иногда мне кажется, что на контрольных из всего класса только мне одному приходится трудно.
Когда я не справляюсь с заданием, мне не хочется говорить об этом учителю.
Мне становится неприятно, когда я представляю себе, что мне придется отвечать на вопросы перед всем классом.
Я трачу много времени на подготовку к контрольным работам, но это не очень-то помогает.
Если бы мне было трудно на экзамене, я бы побоялся обратиться за поддержкой к родителям и сверстникам.
По-моему, оценки за контрольные у меня ниже, чем могли быть из-за того, что я забываю то, что знаю.

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена.
Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок.
Помогите детям распределить темп подготовки по дням.
Приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. Самое главное : это снизить напряжение и тревожность ребенка.

В подготовительный период рекомендуем:

Оформить уголки для учащихся, учителей, родителей.
Оформить психологический уголок
Проводить специальные занятия для снятия тревожности и напряжения, провести анкетирование, оказывать практическую помощь.
Не нагнетать обстановку.
Повысить степень "прозрачности" подготовки и проведения ГИА.

Как поддержать выпускника?

Главное, в чем нуждаются подростки в этот период - это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких. Психологическая поддержка - один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в сдаче экзамена.

Поддерживать ребенка - значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Задача педагогов и родителей - научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты можешь это сделать".

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо", "Ты делаешь это хорошо".

Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.

Педагоги также могут помочь ребенку в столь сложный для него период. Мы хотели бы предложить некоторые рекомендации психологов для организаторов экзаменов и педагогов:

сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;
создайте ситуацию эмоционального комфорта;
ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов;
создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание "Я уверен(а), что ты справишься";
обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится";
очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: "Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?" - и предложить альтернативу: "Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?";
ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа "Подумай еще", "Поразмысли хорошенько", Это усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;
помогайте подростку поверить в себя и свои способности;
помогайте подростку избежать ошибок;
поддерживайте выпускника при неудачах;
подробно расскажите выпускникам, как будет происходить экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена;
приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;
учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности - это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

Итак, чтобы поддержать ребенка во время экзаменов, необходимо:

опираться на сильные стороны ребенка;
помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;
избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах;
помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
создать в школе и классе обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку;

Поддерживайте своего ученика, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Экзамены, конечно, значительное событие в жизни выпускников на данный момент, но в аспекте всей их дальнейшей жизни - это всего лишь небольшая ее часть.

Советы учителям

Учителям, помня о том, что "нельзя научиться плавать, стоя на берегу", следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5-го по 9-й классы практически по всем предметам, выносимым на ГИА. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.

Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

При этом основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам, т.е. в случаях не столь эмоционально напряженных, как сдача ГИА.

Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ГИА, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

От того насколько психологически грамотно дети справятся с преодолением данного жизненного барьера, во многом зависит не только результат самих экзаменов, но и состояние их здоровья.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz